Eдинство в свободе по закону любви.







Прогресс, отрицающий Бога и Христа, в конце концов, становится регрессом, цивилизация завершается одичанием, свобода деспотизмом и рабством. Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет, уже совлекаем, с себя образ человеческий и возревнует об образе зверином. {1}


Здравствуйте друзья. Сейчас в наше время мы постоянно слышим призыв - Да здравствуют все виды свобод!!!

А что есть свобода для человека и вся ли свобода несет благо (полезна) для нас?

Свобода - Это условия, в которых человек может действовать в соответствии со своей волей, наличие у человека возможности выбора варианта и реализации исхода события (способностью распоряжаться самим собой).

Понимание свободы отличается значительным разнообразием смыслов. Свободу для человека, можно разделить на три основные категории:

1.Свобода воли.
Является тем свойством, утрата которого приводит к полной деградации личности, выражающаяся во внутреннем самоопределении личности перед лицом добра и зла.

2.Духовная свобода.
Она означает власть человека над своим эгоизмом, своими страстями, греховными чувствами, желаниями – над самим собой.

3.Внешняя свобода (правовая, гражданская, политическая, экономическая, информационная, религиозная и т.д.). Права человека, то есть проблема разрешенных (законом, обычаями, общественной моралью) поступков в окружающем мире, в обществе.

Насколько человек обладает этими свободами?

1.Свобода воли.

Бог даровал человеку разум, способность различать добро и зло и самовластие. По свободному выбору воли человек выбирает добро или зло. Над этой свободой человека, по христианскому учению, не властен никто: ни другой человек, ни общество, ни законы, ни какая угодно власть, ни демоны, ни ангелы, ни Сам Бог.

2.Духовная свобода.

Всякий делающий грех, есть раб греха (Ин. 8, 34).
"Кто свободен телом и несвободен душой, тот раб; и, в свою очередь, кто связан телесно, но свободен духовно – свободен"{3}.

К великому сожалению человек рождаемся уже духовно не свободным.
После грехопадения человека он подчинился греху. Составные части человека разобщились, стали действовать одна против другой: тело противится душе; душа находится в борьбе сама с собою; ее силы препираются; человек находится в полноте расстройства. Сила желания болезненно превратилась в ощущение ненасытных похотений; сила мужества и энергии превратилась в различные виды гнева, от исступленной ярости до утонченного памятозлобия. Этого мало: душа сама поработилась греху, приносит ему непрестанные жертвы лукавством, лицемерством, ложею, самомнением; она борется и препирается сама в себе, сама с собою, волнуя все существо человека разными неправильными и необузданными мыслями, возбуждающими мучительнейшие ощущения, тщетно (напрасно) обличаемыми сознанием духа или совестью, лишенною и силы и истины. Человек находится в непрестанном разнообразном страдании, в борьбе с собственною злобою.

Если человек осознает свое плачевное состояние и бессилие самостоятельно справится со своими страстями, то он может вырваться или хотя бы ослабить эти узы. Достигается духовная свобода понуждением себя к исполнению Евангельских заповедей, а при их нарушениях вольных и невольных искренним покаянием. Святые отцы (люди, достигшие христианского совершенства, бесстрастия) прошедшие этот путь, прекрасный пример для нас.

3.Внешняя свобода. .

Истинной внешней свободы в нашем мире не когда не было, нет и не может быть. Если внутренне человек несвободен, о какой внешней свободе может идти речь?
В Евангелие говорится, что вся власть от Бога. Почему? Да по очень простой причине - «Дух творит себе формы»! Именно наше внутренние состояние определяет всю внешнею сторону нашей жизни. А если дух человека наполнен только сладколюбием (вожделения, поиск наслаждений), сребролюбием (жажда богатства) и славолюбием (жажда славы и власти), что доброго можно ждать! Каждый народ достоин своего правителя. Власть отображает духовное состояние своего народа (этноса).

«Доколе человечество подвержено влиянию греха и страстей, дотоле необходима власть и подчиненность. Они непременно будут существовать в течение всей жизни мира: только могут являться, являются, будут являться в различных формах». "Ни равенства, ни совершенной свободы, ни благоденствия на земле в той степени, как этого желают и это обещают восторженные лжеучители, быть не может". "Отношения власти и подчиненности разрушатся с разрушением мира; тогда прекратятся начальства и власть (1 Кор. 15, 24); тогда установятся братство, равенство, свобода; тогда причиною единения, власти и подчиненности будет не страх, а любовь"{2}

"Апостол Петр, обличая проповедников внешней свободы, "забывших" о свободе внутренней, прямо писал: Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления, ибо, кто кем побежден, тот тому и раб (2 Пет. 2, 18–19).

С христианской точки зрения положительно могут быть оценены только те гражданские права, которые своей целью имеют пользу и благо для человека. Свобода, которая не ограничена любовью к человеку, страшна. Она закономерно превращается в свободу страстей, в произвол.

Подмена идеи духовной свободы идеей свободы похотей является поистине знаменем нашего времени и самой большой его опасностью. Ибо там, где христианская любовь не поставлена во главу угла, не может быть истинной свободы, кроме "свободы" страсти, греха, зла.

Внутренняя свобода легко продается за элементарный комфорт. Один из современных писателей справедливо сказал о нашем времени: "Повсюду в мире умирает свобода – политическая, экономическая и личная... Без свободы жить легче. Все больше людей охотно отдают свою свободу в обмен на удобную и спокойную жизнь. Не нужно принимать какие-либо решения. Меньше ответственности" . Этот отказ от свободы вполне закономерен: страсти, получая свободу и изнутри порабощая человека, делают его сластолюбивым, эгоистичным и тем самым все более способным продать первородство своей совести за чечевичную похлебку скоропреходящих удобств и прихотей. Картины подобных сделок сейчас можно видеть во всех сферах жизни.

Свобода, например, слова, печати и т.д. – нормальное явление, но лишь до тех пор, пока действует "в границах" идеи любви к человеку. Подчинившись же идеологии "золотого тельца", она превращается в инструмент лжи, пропаганды разврата, насилия, сатанизма и прочего, то есть становится узаконенным орудием зла. Может ли в таком качестве она быть отнесена к категории добра и именоваться свободой, чтобы иметь право на существование в нормальном человеческом обществе? Не потому ли все права и именуются свободами, что они призваны освобождать человека от насилия коренящихся в нем злых страстей, созидать и духовно совершенствовать его, а не развращать, не терзать, не убивать себя и себе подобных?

Яркой иллюстрацией к сказанному является так называемая свобода телеинформации. Не ограниченная идеей блага человека, она становится, по меткому выражению одной газеты, "телевизионной чумой насилия". Один американский психолог следующим образом охарактеризовал телевидение в своей стране: "Когда вы включаете телевизор, вы автоматически выключаете в себе процесс становления человека". Это справедливо. Ибо если, по статистическим данным, в США человек к 18 годам умудряется стать свидетелем 150 тысяч насилий, из которых по крайней мере 25 тысяч убийств, то не попирается ли этой "свободной" пропагандой насилия право человека на жизнь без насилия такой "свободой"?

Внешние свободы не могут быть самоцелью. Они, с точки зрения православного понимания человека, – одно из возможных, но не обязательных условий для достижения главной цели христианской жизни – свободы духовной, и всегда должны быть ограниченными, чтобы стать полезными. Впрочем, безграничными они никогда и не бывают." {4}

Свобода от страстей - вот настоящая свобода для человека!!! Когда человек приобретает мир в своей душе, который не может поколебать не одно внешние обстоятельство! Когда нашу душу перестают мучить - холодность, окаменение, боязнь, грубость, ожесточение, злоба, леность, уныние, чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, скука, беспечность, тщеславие, гордость, самомнение, возношение, сонливость, раздражительность, беспорядочная похоть, зависть, суета, пьянство, привязанность к наслаждениям, сластолюбие, ненависть, отчаяние, властолюбие, лицемерие и т.д.
Ибо Царствие Божие внутрь вас есть (Лук. 17:21).
Какая польза человеку, если приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16,26)

Хочешь быть свободным? Потрудись! Ибо Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают ее (Мф. 11, 12). Почему мы люди не стремимся к настоящей свободе , ведь нам все дано для этого? Почему???


{1}- Иван Аксаков.

{2} – Игнатий (Брянчанинов).

{3} - Эпиктет.

{4} – А. И. Осипов.

Свобода и права человека 1 часть (59:42, 20.4 Мб)


Свобода и права человека 2 часть (61:31, 21.1 Мб)

Система Orphus