"Чем больше просвещенный разум предается мысли о наслаждении жизнью и счастьем, тем дальше человек от истинной удовлетворенности"
(И.Кант)
"Разумом все управляется, но страстью все живет".
(А.С.Хомяков)
Грешник подобен псу, который лижет пилу и не замечает причиняемого себе вреда, потому что пьянеет от вкуса собственной крови.
(Преподобный Исаак Сирин).
«Да, бой с самим собой — Есть самый трудный бой. Победа из побед — Победа над собой».
(Ф. Логау)
"Начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения; от такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния. Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином. К чему Христос для того, кто сам и разумен, и добродетелен, кто удовлетворен собою, кто признает себя достойным всех наград земных и небесных?"
(святитель Игнатий)
"Не здоровые имеют нужду во враче, но больные" (Мф. 9,12)
«Первый признак здравия души есть видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской».
(св. Петр Дамаскин)
"Старайся жить, как Бог велит, а не как "все живут" , потому что "мир во зле лежит".
прп. Иосиф
"Слишком огорчаться внешними трудностями – признак маловерия; слишком огорчаться внутренними – признак гордости".
Игумен Никон (Воробьев)
В тексте использованы высказывания:
Святителя Игнатия (Брянчанинова).
Игумен Никон (Воробьев)
А.И. Осипова.
Мы, сейчас живем в непростое время. Развилась жизнь вещественная, исчезает жизнь духовная, наслаждения и попечения телесные пожирают все время. Границы между добром и злом исчезают. Из нашей жизни уходит простота, добро и любовь.
Мы уже спокойно воспринимаем аборт, блуд, сожительство.
Семья, принадлежащая к важнейшим общественным ценностям, сейчас уничтожается. Богом установленный брак превращается в союз двух эгоистов по расчету (контракту), где каждая половина преследует свои цели и желания. А где нет любви, там нет истины, нет правды, нет счастья, и там будет господствовать лишь переодетый эгоизм!
Мы забыли такую простую, но важную истину, что Дух творит себе формы.
«Все то, что мы видим, что совершается в окружающей нас жизни - это уже плоды. А корни находятся в глубине души человека, и именно они определяют всю нашу жизнь - и политическую, и социальную, и все наши проблемы, с которыми мы сталкиваемся».
Духовное состояние человечества хорошо видно на примере современного искусства(т.к. это зеркало души человека).
Посмотрите какие сейчас картины, скульптуры, книги, детские мультфильмы, танцы, послушайте музыку. Просто ужас (за редким исключением). И самое страшное, то что многим это нравится. Говорит о многом. Шедевры на века, уже давно не создаются.
На чем стоит наш мир?
На трех гнилых столпах: сластолюбие (вожделения, поиск наслаждений), сребролюбие (жажда богатства) и славолюбие (жажда славы и власти).
«Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2:16, 17).
Нужно не забывать о чем нам свидетельствует история человечества. С падением нравов, исчезли целые империи.
В наше время соблазны и пороки умножились до бесконечности! Если раньше такая нравственная, духовная деградация касалась только отдельного народа, и он просто сметался с лица земли, то теперь благодаря развитию технического прогресса поражено целое человечество. По всей видимости, в недалеком будущем человечество ждут страшные потрясения.
Напомню слова из Евангелия о закате человечества:
Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели Боголюбовы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся (2 тим.2:2-5). Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут (1 фесал.5:3). Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2.петр.2:10).
Что делать человеку, кто это видит и понимает?
Как жить сегодня?
Отступление попущено Богом; не покусись остановить его твоей немощной рукой.
Устранись, охранись от него сам, и этого с тебя достаточно.
Понуждайте себя к исполнению заповедей Евангелия, стараясь обратить их в свой навык. Это есть самый верный и надежный залог нашего спасения.
Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избежать его влияния.
Нужно решительно отсечь общение и дружбу с людьми, которые развращают нашу душу.
Об этом нас учит Евангелие, и мы должны следовать ему, если желаем себе блага.
Будьте просты и бойтесь считать себя знающими много.
Нарушение этого правила непременно вводит в заблуждение, а заблуждения - в высокоумие и самомнение, в область демонов и в подчинение им.
Не осуждай ближних, предоставляя суд над ними Богу, и тогда очистится сердце твое от лицемерия и воцарится в нем мир.
Преследуй лицемерие в себе, изгоняя его из себя; уклонись от зараженного им множества людей, действующих и намеренно, и бессознательно в духе его.
Бойтесь чрезмерного комфорта. Он вводит душу и тело в дебелое состояние.
Возлюби труд, и Бог скоро пошлет тебе спокойствие.
Телесный труд доставляет сердцу чистоту; чистота сердца служит причиной того, что душа приносит плод.
Бог наложил на человека труд не для наказания и мучения, но для вразумления и научения его.
Не ожидайте и не ищите похвал и одобрения от общества человеческого!
Спасайтесь не напоказ, но втайне, лишь перед очами Бога.
Не ищите известности и славы!
Не ищите и не ожидайте любви от людей! Ищите всеми силами и требуйте от себя любви и соболезнования к людям.
Не ожидайте и не ищите жизни бесскорбной, пространной, вполне удобной!
Это - не ваш удел.
Великое приобретение - быть всем довольным.
Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем.
Не забывайте, счастлив тот, кого радует все, что есть в нем, у него и около него.
А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу.
Как наше тело нуждается в осторожности от ветра, холода, различной еды и напитков, так и наша душа нуждается в многообразном хранении. Наверно все замечали внутреннею опустошенность, дебелость после пустого времяпровождения.
Начните вести внимательную жизнь. Уклоняться насколько возможно от того, что несет сейчас наш мир – ереси, насилие, разврат, всякие пустые и суетные дела, попечение. Цените свое время. Будьте внимательны к тому, что читаете, слушаете и смотрите (журналы, книги, радио, телевидение, интернет т.д.).
Не забывайте, если прикасаться к грязи, трудно не испачкаться. Тянитесь ко всему доброму.
Особенно опасайтесь и сторонитесь книг, людей - несущих яд лжи.
Ересь сопряжена с ожесточением сердца, с страшным помрачением и повреждением ума, - упорно держится в зараженной ею душе – трудно для человека исцеление от этого недуга!
Ум, этот царь в человеке, если он желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела; только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и последовать им. Основание добродетелей – пост.
Пост дает человеку ясность ума, не тучное тело. Через него мы учимся обуздывать его. И страсти понемногу начинают затихать. Русская пословица гласит «Сытое брюхо к Богу глухо»
Садясь за стол, не объедайтесь. Старайтесь есть простую и здоровую пищу. Возьмите за правило, среда и пятница, постные дни. Старайтесь соблюдать посты, установленные Церковью. Нужно только не забывать: пост для человека, а не человек для поста. Будьте рассудительны. Соизмеряйте свои силы. Постарайтесь постом не доставлять неудобства своим близким, родным, которые не постятся.
Читайте Новый завет и Святых отцов. Там найдете ответы на свои вопросы.
Здесь тоже должна быть рассудительность и умеренность. Знать основы христианской веры нужно, но вдаваться в догматику и богословие не советую. Это удел некоторых людей. Богословие развивалось для облечение различных ересей и для диалога с иноверцами. Полезного для души там мало. Нам всех тонкостей знать ни к чему. А то может случиться «горе от ума». Буква может убить веру. И привести человека «к самомнению».
Старайтесь читать именно то, что полезно нашей душе и ведет к нашему спасению.
Рекомендую начать знакомиться с христианством, прослушав лекции профессора духовной академии А.И. Осипова.. Они понятны и интересны. Их можно скачать здесь. Сейчас на Алексея Ильича со всех сторон льются потоки грязи, здесь нет ничего удивительного. Так было всегда, ибо таких людей наш мир не любит.
Из книг: письма – Святители - Игнатий Брянчанинов; Филарет Дроздов; Иннокентий Херсонский; Феофан затворник; письма - Валаамского старца; Никона (Воробьева); Игнатия Брянчанинова; Дух, душа и тело – Архиепископ Лука; Добротолюбие избранное для мирян; Душеполезные поучения - Авва Дорофей; записи Священника Александра Ельчанинова; Моя жизнь во Христе - Иоанна Кронштадтского; Наставления о доброй нравственности и святой жизни - Антоний Великий.
Лучше читать именно книги. Приобрести их можно в церковной лавке вашего Храма или заказать в интернет магазинах. Кто не может читать, можно скачать аудио книги на сайте http://www.predanie.ru/audio/.
Что не понятно, пропускайте, прочтете позже. Всему свое время.
Помни о смерти - и вовек не согрешишь.
Какую пользу принесут тебе злые дела? Не живи как бессмертный. Смерть грешника люта (пс.33,22).
«Удел всех человеков на земле, удел неизбежный ни для кого – смерть. Мы страшимся ее, как лютейшего врага, мы горько оплакиваем похищаемых ею, а проводим жизнь так, как бы смерти вовсе не было, как бы мы были вечны на земле.
Гроб мой! отчего я забываю тебя? Ты ждешь меня, ждешь, – и я наверно буду твоим жителем: отчего ж я тебя забываю, и веду себя так, как бы гроб был жребием только других человеков, отнюдь не моим?» (св. Игнатий Брянчанинов).
Будьте внимательны к своим помыслам и мыслям. Как только появляются помыслы не добрые, не вступайте с ними в разговоры, подавляйте тот час сочувствие к ним. Это есть прилог к греху. Пока они не окрепли и слабы.
"Душа всех упражнении о Господе – внимание. Без внимания все эти упражнения бесплодны, мертвы. Желающий спастись должен так устроить себя, чтоб он мог сохранять внимание к себе не только в уединении, но и при самой рассеянности, в которую иногда против воли он вовлекается обстоятельствами.
Если случится сказать или сделать что-нибудь противное заповедям Божиим, то немедленно врачуй погрешность покаянием, и, посредством искреннего покаяния, возвращайся на путь Божий, с которого уклонился нарушением воли Божией.
Внимающий себе должен отказаться от всякой мечтательности вообще, как бы она ни казалась приманчивою и благовидною: всякая мечтательность есть скитание ума, вне истины, в стране призраков несуществующих и не могущих осуществиться, льстящих уму и его обманывающих. Последствия мечтательности: утрата внимания к себе, рассеянность ума и жестокость сердца при молитве; отсюда – душевное расстройство.
Вечером, отходя ко сну, который по отношению к жизни того дня есть смерть, рассмотри действия свои в течение мимошедшего дня. Для того, кто проводит внимательную жизнь, такое рассматривание незатруднительно, потому что по причине внимания к себе уничтожается забывчивость, столько свойственная человеку развлеченному. Итак, припомнив все согрешения свои делом, словом, помышлением, ощущением, принеси в них покаяние Богу с расположением и сердечным залогом исправления". ( св. Игнатий Брянчанинов)
"Кому Церковь не Мать,тому Бог не Отец".
Без всякого сомнения, превосходнейшее по достоинству своему из всех зданий земных есть храм, или дом Божий, церковь. Хотя Бог присутствует повсюду, но в церкви присутствие Его проявляется особенным образом, самым ощутительным и самым полезнейшим для человека»(св. Игнатий Брянчанинов).
Во время службы не отвлекайтесь, не мечтайте, не рассматривайте, не думайте о суетном. Понуждайте себя к Молитве. Иначе не будет вам пользы.
Обязательно нужно хорошо подготовившись, по возможности чаще исповедоваться и причащаться.
Таинством исповеди очищаются все грехи, сделанные словом, делом, помышлением. Смущение на исповеди отгоняйте. Вы пришли исповедоваться Господу, а священник только свидетель. Что тяжелее? Камень (тяжкий грех) или мешок песка (мелкие согрешения). Не носите все в своем сердце.
Причащение Святых Христовых Тайн – это благодатный источник сохранения и укрепления нашей духовной жизни.
Причащение - это такой дар, который соединяет нас с Богом. Но это возможно только при постоянно благочестивой жизни или после решительного раскаяния в греховной жизни и решительного оставления ее.
Человек, пытающийся начать жить по-христиански, очень скоро понимает, что он сам не может справиться со своими страстями. Исправление, спасение человека, без помощи Божьей невозможно. Путь к Богу – молитва.
«Молитва – обращение падшего и кающегося человека к Богу. Молитва – плач падшего и кающегося человека пред Богом. Молитва – излияние сердечных желаний, прошений, воздыханий падшего, убитого грехом человека пред Богом.
Душа молитвы – внимание. Как тело без души мертво, так и молитва без внимания – мертва. Без внимания произносимая молитва обращается в пустословие, и молящийся так сопричисляется к приемлющим имя Божие всуе.
Произноси слова молитвы неспешно; не позволяй уму скитаться повсюду, но затворяй его в словах молитвы. Тесен и прискорбен этот путь для ума, привыкшего странствовать свободно по вселенной; но путь этот приводит к вниманию. Кто вкусит великое благо внимания: тот возлюбит утеснять ум на пути, ведущем к блаженному вниманию.
Воспрещай себе рассеянность мыслей при молитве, возненавидь мечтательность, отвергни попечения силою веры, ударяй в сердце страхом Божиим, и удобно приучишься к вниманию.
Ум, во время молитвы, должно иметь и со всею тщательностью сохранять безвидным, отвергая все образы, рисующиеся в способности воображения: потому что ум в молитве предстоит невидимому Богу, Которого невозможно представить никаким вещественным образом. Если образы допустить в ум молитвы, то они соделаются непроницаемою завесою, стеною между умом и Богом. “Те, которые в молитвах своих не видят ничего, видят Бога”, сказал преподобный Мелетий Исповедник» (св. Игнатий Брянчанинов)
Возьмите за правило начинать и заканчивать день молитвой. Научиться удерживать свой ум в молитве очень нелегко. Когда человек в огне или тонет, он, зовя на помощь, думает только о своем спасении. Так и нам не нужно просить у Господа, ничего суетного и тленного. Господь наперед нас знает наши нужды и что нам полезно, а что нет. Научившись молиться правильно, молись постоянно – и наследуешь спасение.
Приведу две основных молитвы:
Молитва Иисусова.
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного(ою)».
Молитва Господняя.
Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
хлеб наш насущный дай нам на сей день;
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.
Аминь.
От исполнения евангельских заповедей являются в душе ощущения, чуждые естеству падшему и незнакомые ему. Рожденное от Духа дух есть, а как заповеди Христовы суть Дух, то и ощущения, производимый ими, суть ощущения духовные.
Какое первое ощущение является в душе от исполнения евангельских заповедей? — Нищета духа.
Едва христианин захочет осуществлять в действиях своих, внешних и внутренних, евангельские заповеди, как увидит поврежденную свою природу, восстающую против Евангелия, упорно противодействующую Евангелию". Наш «ветхий человек», иногда с величайшим ожесточением противится исполнению заповедей Божиих. Постоянно ища причины, доводы, самооправдание, чтоб сойти с этого пути. Он хочет и требует, чтобы исполнялась падшая воля и падший разум человеческий.
"Христианин, при свете Евангелия, видит в себе падение человечества. От этого зрения естественно рождается смиренное понятие о себе, называемое в Евангелии нищетою духа.
Кто занят глубоким рассматриванием самого себя, кто видит себя оскверненным бесчисленными грехами, кто признает себя достойным вечной муки, и уже оплакивает, как присужденного к ней: тот мало видит или вовсе не видит недостатков в ближнем, удобно извиняет те недостатки, которые видит, — охотно, от сердца прощает все обиды и оскорбления.
Сердце, объятое милостью, не может иметь никакого помышления о зле; все помыслы его — благость.
То сердце, в котором движется одно добро, есть сердце чистое, способное к Богозрению.
В чистое сердце нисходит мир Божий, соединяет дотоле разделенные ум, душу и тело, воссозидает человека, соделывает его потомком Нового Адама".(св. Игнатий Брянчанинов).
Нашему поколению Господом допущен путь, предсказанный давно, это -вера и безропотное терпение скорбей и болезней.
Личный же подвиг мы не можем вынести иначе впадем в высокоумие и погибнем в духовной прелести.
При оскудение духовных наставников, Руководителем теперь является Сам Господь, да отчасти книги, кто имеет их и может понимать.
Как же руководит Господь?
Он попускает нам гонения, оскорбления, болезни, потеря близких, длительную старость с тяготой и немощами.
Потому что здоровые да счастливые забывают о Боге, о будущей жизни: живут, словно вечно будут жить на земле и никогда не умрут. А скорби и болезни заставляют человека оторваться от земных интересов и обратиться к Богу.
Бог, Врач душ наших, употребляет скорби, чтобы истребить корни и изгладить следы греха, и огнем страдания выжигает заразу наклонности к греховным услаждениям.
Многими скорбями подобает нам войти в царствие небесное (Деян. 14, 22)
Терпением вашим спасайте души ваши (Лк.21:19)
«Время скорби – время терпения! Скорбь – попущение Божие, которое должно переносить с покорностью и терпением, отдавая справедливость правосудию Божию и признавая себя достойным скорби. Душа входит в дом терпения, когда скажет Богу: да будет воля Твоя.
На поле битвы человек часто бывает героем от кипения в нем крови; - в переворотах жизни можно быть героем только от величия души.
Где вера, там нет ни печали, ни страха. Там мужество и твердость, ничем не одолимые».(св. Игнатий Брянчанинов)
Пожалуйста, не забывайте - христианская вера не в букве, не во внешних обрядах и вещах, а в Духе. Мы христиане исповедуем Бога Живого. И вера наша, должна быть не в имени, а в наших делах. Вера деятельная, практическая, живая. Побеждайте зло добром!
Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня,
ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
Верую по преданию Церкви и с Церковью, что всякий православно верующий во Христа и исполняющий заповеди Его, а нарушение заповедей, очищающий покаянием, - спасется.
Слава Богу за все!