О грехе и борьбе с ним.






Не думай, что легко увидеть свои грехи. Недаром Святая Церковь с земными поклонами учит нас молиться: «даруй ми зрети моя прегрешения». Так учит потому, что грех и диавол ослепляют человека, усыпляют его, чтобы он не прибег к покаянию и погиб.



Что такое грех?

Грех есть беззаконие (1 Ин. 3, 4). Совершая грех, человек этим причиняет сам себе вред.
Грех - разрушает порядок естества, он расстраивает человеческое тело, он извращает душу человека и всем силам его дает извращенное направление.
Грех совершает насилие над природой. Так, вместо довольства природным предается ненасытности; вместо утоления жажды - пьянству; вместо брака - блуду; вместо правосудия - бесчеловечию; вместо любви – распутству.

Грех не есть существенное свойство нашей природы, но уклонение от нее. Подобно тому, как и болезнь и уродство не присущи нашей природе, но противоестественны, так и деятельность, направленную к злу, нужно признать искажением врожденного нам добра.

Откуда произошли всякая неправда, блуд, лукавство и злоба? От человека. Где зависть, клевета, убийства? Между людьми.
В ком гордость, пьянство, ненасытное сребролюбие и не милосердие? В человеке.
Кто поднимает оружие друг на друга и пытается отнять жизнь у ближнего своего? Никакое животное, только человек.
Сколько ни издавалось законов, сколько ни употреблялось строгостей, но не могли они удержать поток беззаконий.
Почему человек не видит своих грехов и истинного состояния свое души?

Следствием греховной жизни бывает слепота ума, ожесточение, не чувствие сердца.
Это похоже на пьяницу, безмерно напивающегося, который не понимает, что с ним делается, бьют ли его, или он сам, упав, ударился и ушибся.
Поскольку же всякий человек грешен, следовательно, всякий страдает душевной слепотой - полной или частичной. Частичная слепота может быть легко исцелена, полная же исцеляется очень трудно.

Чем страсть отличается от греха?

Ибо иное суть страсти, и иное грехи. Страсти суть: гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей, когда кто приводит их в исполнение на деле, т.е. совершает с телом те дела, к которым побуждают его страсти; ибо можно иметь страсти, но не действовать по ним.

Страсть ненасытна: чем больше ее удовлетворяют, тем больше она требует удовлетворения. Это плен, когда человек не является сам себе хозяином. Страсть, как паразит, использует человека, воля которого оказывается фактически парализованной. Он становится рабом своей страсти. Очень яркий пример алкоголизм и наркомания.

Как развиваются страсти в человеке?

Все страсти в начатки есть у каждого человека (в нашей ветхой природе). Но проявляются у все различно. Причины три:

1.Одни страсти мы взращиваем сами. Для гибели человека достаточно одного порочного навыка: он будет постоянно открывать вход в душу всем грехам и всем страстям.

Верно сказано - наши пороки сперва прохожие (порочные навыки), потом гости (грехи вошедшие в навык) и, в конце концов, наши хозяева (страсти).

Костенея в грехе, производит в душах неисправимый навык. Застаревшая душевная страсть или утвержденное временем помышление о грехе с трудом излечиваются или делаются совершенно неисцелимыми, когда навыки, как чаще всего случается, пере ходят в природу. Поэтому нужно желать, чтобы нам даже и не прикасаться к злу.

2. С некоторыми страстями мы уже рождаемся. Тут причина в родовом грехе (повреждение). Иногда уже в ребенке можно заметить особую склонность к лжи, агрессии, не послушанию и т.д.

3. Иногда за наше превозношение или осуждения ближнего Промыслом Божиим мы можем впасть в какую-то страсть.

Человек осуждающий ближнего, как не имеющий в себе должного чувства смирения и бдительности над собою, всего скорее сам может впасть в те грехи, за которые осуждает других.

Почему в нас рождаются злые мысли?

Из нашей «ветхой» (поврежденной) природы.
Как земля, по причине поразившего ее проклятия, не перестает из поврежденного естества своего, сама собою, производить волчцы и терние, так и сердце, отравленное грехом, не перестает рождать из себя, из своего поврежденного естества, греховные ощущения и помышления.

Как происходит зарождения в человеке не доброго?

Развитие греха начинается с нечистого помысла. Если человек допустит его в свою душу и позволит ему там хозяйничать, то это станет начальным пунктом развития страсти.

Происходит это так:

1. Прилог или приражение (слав. приразитися – столкнуться с чем-либо) – греховные впечатления или представления, которые возникают в сознании помимо воли человека. Прилоги не считаются грехом и не вменяются в вину человеку, если человек не отвечает на них сочувствием.

2. Помыслом становится прилог, встретивший в душе человека сначала интерес, а потом сочувствие к себе. Это первая стадия развития греха. Помысел рождается в человеке, когда его внимание становится благосклонно к прилогу. На этой стадии помысел вызывает чувство предвкушения будущего удовольствия. Святые отцы называют это сочетанием или собеседованием с помыслом.

3. Склонение к помыслу возникает тогда, когда помысел всецело овладевает сознанием человека и его внимание оказывается сосредоточено только на нем. Если человек усилием воли не может освободиться от греховного помысла, заменив его благим и богоугодным, то наступает следующая стадия, когда сама воля увлекается греховным помыслом и стремится к его осуществлению. Это означает, что грех в намерении уже совершен и остается только практически удовлетворить греховное пожелание.

4. Четвертая стадия развития греховного навыка (страсти) называется пленением, когда страстное влечение начинает господствовать над волей, постоянно увлекая душу к реализации греха.

Как пожар легче предотвратить, чем тушить, так и развитие страсти легче свести на нет, пока она пытается утвердиться в душе человека дурными помыслами.

Поэтому внимательно следите за своими мыслями. Как только появляются помыслы не добрые, не вступайте с ними в разговоры, подавляйте тот час сочувствие к ним. Это есть прилог к греху. Пока они не окрепли и слабы. Этим можно избежать больших бед.

Какой признак того, что мы добровольно исполняем страсть?

Признаком того, что кто-либо добровольно исполняет страсть, служит его смущение в то время, когда его обличают или исправляют в ней. А без смущения переносить обличения, т.е. вразумления, есть признак того, что кто-либо был побежден страстью, или исполнил ее по неведению.

Зачем человеку нужно искоренять свои страсти?

Корни страстей не в теле, а в душе. Даже самые грубые телесные страсти коренятся в душе. Поэтому они и не гаснут, не исчезают со смертью тела. С ними человек выходит из этого мира.

Когда душа исходит из тела, страсти, которые она усвоила себе во время земной жизни, служат причиной ее порабощения демонам; добродетели, если она приобрела их, служат защитой от демонов.

Наши страсти в тысячу раз более сильные, чем на земле, будут, как огнем, палить нас без какой-либо возможности утолить их. Человек, отчуждивший себя от Бога во времени, стяжавший все богопротивные свойства, добровольно отвергший усвоение Богу, естественно, отходит по кончине своей в страну, обреченную в жилище существ, отверженных Богом.

Гордость сердца ненавистна Богу, Ангелам и святым Его. Имеющий в себе гордость - причастник диаволу.
Спрашиваешь, где и в каком месте будет геенна? Но что тебе до этого за дело? Нужно знать, что она есть, а не то - где и в каком месте скрывается... Писание об этом не говорит. По моему мнению, где-нибудь вне всего этого мира.

Как освободиться из плена греховного?

Исполнением Евангельских заповедей.
Есть три устроения (души) в человеке: он или действует по страсти, или сопротивляется ей, или искореняет ее.

Борьба со страстями обща всем и длится всю жизнь. Самая жаркая борьба занимает средину жизни духовной. Начинается вместе с обращением души к Богу и разгорается. Потом стихает.

Общее правило борьбы с греховными начинаниями заключается в том, чтоб отвергнуть грех при самом появлении его.

Грех и состояние падения так усвоились нам, так слились с существованием нашим, что отречение от них стало отречением от себя, гибелью души своей.

Кто исповедует свои грехи, от того они отступают, потому что грехи основываются и крепятся на гордости падшего естества, не терпят обличения и позора.

Покаяние, приличествующее благочестивому христианину, живущему посреди мира: сосчитываться ежедневно вечером со своей совестью.

Какой признак, что грех прощен?

Знамением, что грех прощен, служит то, что он уже не производит никакого действия в сердце твоем и ты забыл о нем до того, что при разговоре ближних о подобных грехах ты не ощущаешь никакого сочувствия к нему, как вполне чуждому тебе. Это значит, что ты помилован.


Помни: не дано человеку и невозможно искоренить грех собственной силой. Бороться с грехом, противиться, носить и принимать язвы - это в твоих силах, а искоренить - Божие дело.




В тексте использованы высказывания:


Преподобный Ефрем Сирин.
Святитель Григорий Нисский.
Платон, митрополит Московский.
Святитель Димитрий Ростовский.
Епископ Игнатий (Брянчанинов).
Святитель Василий Великий.
Преподобный авва Дорофей.
Святитель Феофан затворник.
Игумен Никон (Воробьев).
Святитель Иоанн Златоуст.
Преподобный авва Исаия.
Преподобный Макарий.
Святой Исаак Сирин.
А.И. Осипов.
Лукреций.


Используя материалы сайта, пожалуйста ставьте ссылку на первоисточник (для правильного индексирования сайта).

Система Orphus