Что есть счастье?







Не увеселяйся цветами жизни; это - цвет травный, как скоро прикоснешься, увядает.(6)





Счастьем мы привыкли называть нечто внешнее. Но оно не во вне, а в нас. Счастье - это состояние нашей души, радующее сердце человека. Счастлив, тот кого радует все, что есть в нем, у него и около него.(1) Такой человек всегда весел, спокоен, всем доволен и со всеми живет в мире. Но к великой нашей беде это мало кто сейчас понимает и осознает.

Чем живет сейчас наш мир? Что восхваляется и воспевается в наше время? В чем большая часть людей видит смысл своей жизни? И в чем они надеются обрести свое счастье?

В трех вещах:

В поисках удовольствий и наслаждений - сладколюбие.
В деньгах и богатстве - сребролюбие.
Во славе и власти - славолюбие.

Но стоит только повнимательней посмотреть на, то какую «радость» и «счастье» несут эти устремления для человека. И нашему взору открывается великий обман. Не понимать это может только ослепленный человек.

Поисках удовольствий и наслаждений.

Чем больше просвещенный разум предается мысли о наслаждении жизнью и счастьем, тем дальше человек от истинной удовлетворенности. (5)

Мы видим, что поиск одних удовольствий оборачивается для человека лишь пресыщением и скукой. Наслаждения это подделка, подмена счастья. Если вы искали счастья, идя путем удовольствий, даже если не успели ими пресытиться, ваше разочарование и опустошенность вполне закономерны. Все удовольствия быстро исчерпывают себя и оставляют после себя тоску. Как за опьянением следует похмелье.

Жажда денег и богатства.

Чем больше человек приобретает, тем скупее становится, тем больше он хочет иметь. Сребролюбия неукротима, и сколько бы человек ни получил денег и имущества, ему все кажется мало.

Не редко люди с миллионными состояниями заканчивают жизнь самоубийством. Вот вам счастье и успех, который так сейчас восхваляется. Мы забываем, что деньгами должно владеть, как подобает господам,- так, чтобы мы властвовали над ними, а не они над нами.

Жажда славы и власти.

Славолюбия ненасытна. Ибо как сребролюбец чем более растет у него серебро, тем более жаждет его, так и славолюбец: чем выше восходит в честь, тем выше еще подняться желает. Истина эта известна и явна и не требует доказательства: повседневные того примеры перед глазами каждого. (2)

Славолюбие причиной многих зол бывает. Оно учит льстить, клеветать на ближнего, проливать неповинную человеческую кровь.

Чуть-чуть только на одну ступеньку подняли человека и что мы зачастую видим? – Был человек, а стал скотина. Не зря же говорится – хотите узнать человека дайте ему власть.

«В нашей жизни царит закон звериный, право сильного. Люди пользуются своими талантами и силами, чтобы выбраться на поверхность жизни, безжалостно топча и отталкивая других.

Есть картина Рошгросса "Погоня за счастьем". Представьте себе- Высокая, остроконечная скала... Над ней тусклое, свинцовое небо, подернутое мглистыми тучами, тяжелыми и безрадостными. Только в одном месте, как раз над скалой, разорвалась эта скучная пелена серых туч, и оттуда пробивается яркий, ласкающий луч солнца. То — счастье. И к этому счастью, взбираясь по обрывистым крутизнам скалы, безумно тянутся люди. Их много, бесконечно много. Тут и важный сановник, и мечтательный поэт, и банкир с бриллиантами на пальцах и толстой золотой цепочкой на толстом животе, и молоденькая барышня в модном платье, и дюжий матрос со здоровенными кулаками... Целая толпа! И все они рвутся к одной точке, туда, где среди туч блестит луч счастья. Между ними свалка, дикая, звериная свалка, где забыты приличия, стыд и жалость. Кто слабее, тот сбит с ног и лежит беспомощно, раздавленный каблуками тысячи людей, лезущих через него вверх и забывших все на свете в отчаянной борьбе. Какой-то счастливец добрался до вершины, но скала заканчивается таким узким шпилем, что удержаться на нем невозможно, и в следующий же момент грубые руки соперников сдергивают счастливца вниз, и он летит в бездну, беспомощно простирая руки вверх к обманчивому, неуловимому призраку... Такова современная жизнь». (4)

Так, где же истинное счастье (блаженство)?

И действительно какая, в самом деле, польза от наслаждения земного? Сегодня оно есть, а завтра – прах рассеянный; сегодня – огонь пылающий, а завтра – пепел остывший».

Давайте внимательно рассмотрим свою жизнь и скажем: Какой для нас был самый яркий, радостный, счастливый период в нашей жизни? Несомненно, для большинства людей это детство.

В чем здесь причина?

В детстве мы духовно гораздо чище. Ребенок воспринимает жизнь проще, в нем еще не так действуют его душевные недуги.

Для детей ценностью в человеке является его любовь, доброта, щедрость, а не то, какая у человека должность, положение в обществе. Дети интуитивно тянутся к добру и сторонятся зла.

Но когда мы начинаем взрослеть, то начинаем все чаще и чаще переступать через свою совесть, манимы своими страстями. Восприятие жизни начинает меняться. Уходит простота, бескорыстная и чистая любовь, на смену приходит холодный расчет. Жизнь начинает походить на сон. В этом сне (жизни) меняются только картинки, персонажи, иногда играет кровь, но в сердце ощущается пустота, оно уже стало, словно камень не способное воспринять жизнь в ее полноте и красоте.

Эх, как мы многим жертвуем ради минутных удовольствий и в какое жалкое состояние зачастую приходит человек.

Что делать? Как придти в то нормальное состояние, к которому мы призваны?

Для приобретения истинного счастья нужно потрудится, очищая свое сердце от гадов, которым нет числа (наши страсти). Начало этого пути – познания себя. Происходит это через понуждения себя к исполнению Евангельских заповедей.

«Когда человек посмотрит внутрь своего сердца и рассудит о внутреннем состоянии своем, то увидит духовную нищету, более горькую, чем телесная. От этого виденья рождается в человеке нищета духа. На познании и сознании немощи зиждется все здание спасения.

Истина доставляет правильное настроение духу, жизни. Взошедший в область Истины, подчинившийся Истине, получает нравственную и духовную свободу, получает нравственное и духовное счастье. Эта свобода и это счастье не зависят от людей и обстоятельств». (3)

«Признак расслабленной души — злонравие. Какая польза благородством и свободой телесной хвалиться, но рабом греха и страстей быть? «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин 8:34). «Кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Петр 2:19). …Какая польза украшать тленное тело, когда душа бессмертная обнажена и скаредным греховным рубищем покрывается? Безумный человек! Оставь смертное тело — прах, землю и пепел, а украшай бессмертную душу. И тогда будешь внутри себя иметь красоту, но истинную и нетленную».(2)

Радость мнимая есть временное и часовое для одного тела услаждение, оканчивающееся всегдашнею горестью и раскаянием. Радость истинная состоит в спокойствии совести, в мире с Богом и людьми.



1-Св. Феофан Затворник.
2-Св.Тихон Задонский.
3-Св. Игнатий Брянчанинов.
4-Св.Василий Кинешемский.
5-И.Кант.
6-Св.Нил Синайский.

Используя материалы сайта, пожалуйста ставьте ссылку на первоисточник.

Система Orphus