Зло.






Человек, доколе делает зло, не может делать добра, но может делать лишь зло под личиною добра. {4}


Здравствуйте Друзья!

Что есть зло, мы все прекрасно знаем на своем личном опыте. А ценней чем наш личный опыт навряд ли, что может быть. В этом разделе я попытаюсь дать краткую характеристику природы зла. Может, кому-то будет полезно знать.

Зло не сотворено Богом. Бог благ и бесстрастен и неизменен. Зло по своей природе есть не что иное, как нарушение Божественного порядка и гармонии. Оно возникло от злоупотребления свободой, которую Творец дал Своим творениям. Человеку дана была свободная воля, и эта воля исказилась, воспротивилась Богу. Зло это протест против Бога.

Зло, по учению Святых Отцов, само по себе не существует, не имеет какой-то отдельной своей природы, оно — болезнь на здоровом теле. Зло есть болезнь души. Оно не есть нормальное состояние природы, но болезнь человеческой природы. Зло не существует, кроме как в момент его совершения. Поэтому можно сказать, что нет зла, но есть злые.

Зло - это лишение, недостаток и оскудение добра, оно порочно, слепо, бесцельно, беспричинно, безотносительно, безобразно, безжизненно, бездуховно, бесплодно, бездеятельно, бессильно, беззаконно, неразумно, несовершенно, непостоянно, ему присущи неведение и небытие.




Преступив черту, отделяющую добро от зла, человек перестает ее замечать, она стирается в его воображении. Зло также обязательно соединено со скорбями, которые часто (хотя и не всегда) вразумляют и останавливают делателей зла. Бог так чудно устроил дело спасения нашего, что зло, имея дурную цель и действуя с намерением повредить рабу Божию во времени и в вечности, способствует этим его спасению.{3}

Человеку Бог даровал совесть и разум, чтобы он избегал зла, зная какой вред оно ему принесет. Вся трудность заключена в том, что человек сам уже не может отделить зло от добра.

«Совесть руководствовала человека до Закона письменного. Падшее человечество постепенно усваивало себе неправильный образ мыслей о Боге, о добре и зле: лжеименный разум сообщил свою неправильность совести».

Если человек не умеет различить, что есть добро, а что зло, он не имеет права судить, кто добр и кто зол из людей. В больницах не осуждают друг друга за ту или иную болезнь. А мы все больны душевными болезнями – грехами.{6} Мы же на каждом шагу позволяем себе судить о других и это большой грех.

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Матф.7,1-6).

Причиною крайних зол бывает иногда воспитание, иногда худое сообщество, а иногда собственное развращение души. {1}

Зло распространяется быстро, потому что лишь единицы ему противостоят, но расплата все равно неминуема. Пока человек будет умножать свое безбожие и свою безнравственность, природа будет умножать соответствующие им образы зла: будут множиться микробы, бури, ураганы, наводнения, пожары и прочее!

Успевайте творить добро!

«Из останавливающихся в гостиницах, некоторые получают постели, а другие, не имея постели, на полу ложатся и засыпают так же крепко, как и те, кои спят на постелях. Дождавшись конца ночи, утром те и другие оставляют постели и равно все выходят из гостиницы, неся с собою только свое собственное. Таким же образом и все шествующие путем жизни сей, – и те, кои жили в умеренном состоянии, и те, кои пожили в славе и богатстве, – выходят из жизни сей, как из гостиницы, не беря с собой ничего из сластей житейских и богатства, а одни только собственные дела свои, соделанные ими в жизни сей, – добрые ли то, или злые».{2}

«Представьте себе круг, средину его – центр и из центра исходящие радиусы-лучи. Эти радиусы, чем дальше идут от центра, тем больше расходятся и удаляются друг от друга; напротив чем ближе подходят к центру, тем больше сближаются между собою.

Положите теперь, что круг сей есть мир; самая средина круга – Бог, а прямые линии (радиусы), идущие от центра к окружности или от окружности к центру, суть пути жизни людей. И тут то же: насколько святые входят внутрь круга к середине оного, желая приблизиться к Богу, настолько, по мере вхождения, они становятся ближе к Богу и друг к другу... Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога... в той же мере удаляются друг от друга, и сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога.

Таково и свойство любви: насколько мы находимся вне и не любим Бога, настолько каждый удален и от ближнего». {5}

Только исполняющий все без исключения заповеди Божие может устоять против врага - дьявола («противника», «клеветника»).

{1}- Иоанн Лествичник.

{2}- Антоний Великий.

{3}- Игнатий (Брянчанинов).

{4}- Преп. Исаия отшельник.

{5}- Авва Дорофей.

{6}- игумен Никон (Воробьёв).

Система Orphus