Вопрос – ответ.
«Время наше тяжкое для истинных христиан по всеобщему охлаждению народа к вере и благочестию. Положение Церкви и христианства самое горестное повсеместно. Очевидно, что отступление от веры православной всеобщее в народе».
{1}
Здравствуйте, друзья!
В этом разделе я постараюсь дать ответы на некоторые вопросы. Прошу не судить меня строго за ответы, я могу ошибаться, как и любой человек. Сверяйтесь с Евангелием и Святыми Отцами.
Почему я христианин?
Тому, кто проводит внимательную жизнь, становится очевидно, насколько зло слилось с человеческой природой.
Тело противится душе, да и сама душа находится в борьбе сама с собою.
Увы, но человек находится в полноте расстройства. Самостоятельно исцелить свой недуг, ему не посилам.
Наше спасение возможно только при условии, если будет изъят корень зла из души нашей и открыта реальная возможность к новой жизни.
По этому, если не пришел Бог Слова в страну нашего изгнания, через Крест, смерть и Воскресение не исцелил воспринятую Им человеческую природу, то нет несчастнее твари на земле чем человек.
Не знаю, спасутся ли атеисты, инославные или люди прочих не христианских религий, знаю только одно точно, что я без Православия, веры правой и живой, не спасусь!
Не является ли почитание икон в православие идолопоклонством?
Нет, не является.
Идолопоклонство подразумевает под собой поклонение, а не почитание. Это две разные вещи.
Любое изображение невидимого Бога было бы плодом человеческой фантазии и ложью против Бога; поклонение такому изображению было бы поклонением твари вместо Творца.
Однако Новый Завет был откровением Бога, Который стал человеком, то есть сделался видимым для людей.
Икона есть свидетельство воплощения Бога Слова, а иконопочитание есть особый вид исповедания веры в истинность Боговоплощения.
Иконопись учит красками так же, как Церковь учит словом.
Икона в православие почитается, как Евангелие и Крест.
Святые Отцы называли икону Евангелием для неграмотных . «Изображения употребляются в храмах, дабы те, кто не знает грамоты, по крайней мере глядя на стены, читали то, что не в силах прочесть в книгах».
Изображения святых на иконах служат нам в напоминание о том, как мы христиане должны жить и к чему стремится.
А на вопрос, почему православные люди с такой любовью относятся к иконам, отвечу так.
Доколе человек в теле, внешний мир действует на него через пять чувств. Одно из них зрение.
Допустим, человек вынужден уехать на длительное время на чужбину. С собой он берет фотографию любимого ему человека.
Прибывая на новое место, он ставит эту фотографию на самое видное место, чтоб она, как можно чаще согревала ему душу на чужбине.
Иногда смотря на фотографию он плачет и целует ее.
Скажите, кому адресованы эти слезы и поцелуи – фотобумаге или первообразу на ней?
Почему человек должен придерживаться православному учению о Боге и жить по Евангельским заповедям. Разве не достаточно просто верить в Бога и быть хорошим человеком?
Если человек познает, что значит настоящая христианская жизнь и что она дает человеку, то этот вопрос отпадет сам собой.
Для тех кто находится еще в поисках отвечу так:
Ответ кроится в нас самих. Как мы, будучи злыми и пораженными грехом, можем правильно и верно судить о Боге?
Как не заблудится на своем жизненном пути ? У каждого ведь человека свое понимание жизни и правды. Своя правда у вора, убийцы, мошенника,религиозного фанатика и т.д.
Где тот критерий, к которому должен стремится человек? Вы уверены, что он у вас верный?
Посмотрите в себя внимательно и вы там обнаружите не очень красивую картину.
Мы постоянно находимся в борьбе с собственною злобою. Что-нибудь худое, злое, нечистое тотчас мыслится и чувствуется в сердце, а доброе, хорошее, чистое, святое часто только мыслится и говорится, а не чувствуется. Зло ближе к нашему сердцу, чем добро. Кроме того, зло только подумали или почувствовали, и тотчас готовы его сделать, а задуманное доброе дело часто откладывается в долгий ящик.
Нас постоянно мучает лень, ожесточение, раздражение, зависть, ненависть, тщеславие, уныние и т.д. И самое главное, мы не считаем себя плохими. Наш лукавый ум всегда видит недостатки других, но только не свои. Корень такого состояния наша гордость.
Все наши добрые дела, как правило, имеют червоточину. Рассмотрите их и вы увидите в них самомнение (мнение о себе, что я, не как другие); надежду получить тоже самое; тщеславие; ожидания похвалы и т.д.
Так если свет который в нас тьма, то какова же тьма?
Далее приведу слова Игнатия Брянчанинова:
Тебе стыдно сознаться, падший горделивец, гордый в самом падении своем, что ты должен искать истины вне себя, что вход для нее в твою душу — чрез слух и другие телесные чувства! Но это — неоспоримая правда, обличающая, как глубоко наше ниспадение. Так глубоко, так страшно ниспадение наше, что для извлечения нас из гибельной пропасти, Бог-Слово принял на себя человечество, чтоб человеки из учеников диавола и лжи соделались учениками Бога и Истины, при посредстве Слова и Духа Истины освободились от греховного рабства, и научились всякой истине.
Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно (1кор 2:14).
Душевный человек – тот, кто познать все хочет своим умом, и то только признает истинным, что ему кажется таковым.
Поэтому кому Церковь не мать, тому и Бог не отец.
Христианство утверждает, что Бог есть любовь. Тогда как это согласуется с утверждением, что спасутся только православные, т.е. очень малая часть людей, а остальные миллиарды людей не христиан пойдут в вечную муку?
Утверждать то, что спасутся лишь православные или люди какой - то определенной религии, есть дерзость. Это значит бесстыдно присвоить себе суд Божий.
Можно сказать лишь одно с уверенностью. Люди добровольно отвергшие Бога и заповеди Его опасно ходят. Они рискуют за время своей земной жизни приобрести все богопротивные свойства.
Но а дальше естественно подобное соединяется с подобным, такой человек отходит по кончине своей в страну, обреченную в жилище существ, отвергнувших Богом, в царство диавола. Бог за человеком оставляет свободы выбора между добром и злом. Каждый сам выбирает , как ему жить.
А вот вопрос, кто является христианином по своей внутренней сути, очень не простой и требует отдельного разговора.
Как многие из нас бывают не от нас, потому что жизнь делает их чуждыми общему телу; так многие из не принадлежавших к нам бывают наши, поскольку добрыми нравами предваряют веру, и обладая самою вещью, не имеют только имени (христианина).
Свт. Григорий Богослов.
Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их (Рим.2:14-15).
Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.
Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы,- каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.
У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.
А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.(1Кор.3:12-15)
Как понять христианское утверждение, что Бог един, но в трех лицах (ипостасях)?
Чтобы это понять, давайте рассмотрим человека, т.к. он есть образ и подобие Божие.
Ум наш - образ Отца;
слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) - образ Сына;
дух - образ Святого Духа.
«Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа.
Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем пребывает рожденной, сокровенной в уме. Ум без мысли существовать не может, и мысль - без ума.
Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли. Точно также дух наш исходит от ума и содействует мысли.
Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух. Не может мысль быть без духа, существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума»( святитель Игнатий Брянчанинов).
Что такое совесть?
Совесть подобна инстинкту самосохранение. Только первое оберегает нашу душу, а второе наше тело от погибели.
«Дух наш есть словесное и умное чувство сердца, исходящее и зависящее от ума, содействующее и сообразующееся мысли. В этом словесном чувстве положено Творцом сознание добра и зла, именуемое совестью.
Совесть – чувство духа человеческого, тонкое, светлое, различающее добро от зла. Это чувство яснее различает добро от зла, нежели ум» (святитель Игнатий Брянчанинов).
Что же такое благочестие?
"Благочестие" означает благое, то есть доброе почитание Господа. Ибо слово "благочестие" слагается из двух слов: "благое" и "честное". Благое и честное, соединенные воедино, составляют благочестие. На деле же благочестие обнаруживается в благом, истинном, нелицемерном почитании Бога. Ибо. много нас, христиан, но не все мы почитаем Его "благо", чаще же чтим Его только устами, сердцем же далеко отстоим от Него; только сохраняем вид благочестия, силы же его отрекаемся; только называемся христианами, творим же дела язычников. Разве в том благочестие, чтобы именоваться правоверными, а следовать неверным? Устами исповедовать веру истинную, а беззаконной жизнью отвергать Того, в Кого веруем? Челом поклоняться Христу до земли, а скверными делами и поруганием вторично распинать Его? В этом ли богопочитание? В этом ли христианство? К каждому из таких относятся слова Господа в Апокалипсисе: "знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв"
(Апок. 3, 1). Святитель Димитрий Ростовский.
Каким образом готовиться к смерти? Что при болезни надо делать?
Если же у вас диагноз, который может привести к смерти (онкология или другие случаи), необходимо готовиться следующим образом. Во-первых, необходимо свести к минимуму все свои мирские дела, т. е. необходимо с земными делами распрощаться. Следует рассчитаться с долгами, чтобы те не лежали на других людях. В обязательном порядке надо примириться со всеми ближними. Надо сделать так, чтобы у вас было много свободного времени. Дьявол в нас ведет загонную жизнь. Он пытается нас суетой загнать, чтобы мы не могли продохнуть. Об этом еще в Библии сказано, когда Моисей пришел к фараону и сказал: «отпусти народ Мой» (Исх. 5, 1). Что фараон сказал? «Праздны вы, праздны, поэтому и говорите: пойдем, принесем жертву Господу» (Исх. 5, 17). Именно дьявол так до сих пор и говорит (поэтому его называют духовным фараоном), чтобы люди с суетой бегали и обо всем забыли.
Если вы узнали неутешительный диагноз, нужно постараться выделить больше свободного времени. Заметьте, сейчас у нас происходит наоборот. Люди, узнав о диагнозе, пытаются себя больше загрузить работой, чтобы о смерти не думать. Это глупо. Об этом надо думать. Нужно смотреть в свою душу и искать, чего у нас там не хватает, срочно делать добрые дела, какие возможно сейчас. Суть в том, что от вашего предсмертного дела зависит, по какой траектории вы уйдете в вечность. Образ такой: насколько сильно самолет разгонится, настолько круто уйдет вверх. То есть, чем больше вы будете стремиться к божественной жизни перед смертью, тем выше вы подниметесь в Царство Божие. Помните, что наша задача не просто попасть в рай, а попасть туда как можно выше; как можно больше получить даров. Бог желает Своим детям, чтобы они большего хотели, а не меньшего.
Искушение, которое бывает перед смертью, — это искушение уныния. На человека наваливается страшная тоска, и он говорит: «Как, за что, почему я сейчас умираю?» Вопрос этот не имеет смысла. Нужно ставить такой вопрос: что мне сейчас делать? Помните, что тоска бессловесная; она не от Бога. Христос называется Богом Словом. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1, 1). Бог наш Христос, Он Логос, поэтому христианин полностью логичен, и всякие бессловесные желания идут от врага Божьего. Кто хочет нас разума лишить? Только враг Божий. Всякое уныние, тягота — они не от Бога. А как они лечатся? Надеждой. Отчаяние лечится чаянием. Когда человек видит, что для него есть угроза смерти, чего он должен чаять? В Символе Веры сказано: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Это лучшее лекарство от тоски и уныния. Времени мало, нужно поблагодарить Господа за то, что Он открыл приближающуюся кончину, следовательно, пора паковать чемоданы. Глупые люди говорят: «Перед смертью оторвусь». А зачем? Лучше паковать чемоданы по-настоящему. Например, вы купили путевку и поехали отдыхать в другую страну на курорт. Вам нужно будет что-нибудь там купить, и вы рубли обмениваете на доллары или на евро. Есть у нас конвертация? Точно так же, собираясь на тот свет, необходимо срочно конвертировать как можно большую сумму, чтобы там было на что жить.
Милостыней, в прямом смысле, в небесной сокровищнице мы собираем себе имущество. Господь говорит: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается, и где моль не съедает; ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12, 33–34).
Какова же ваша задача? Срочно, как можно больше собирать себе капитал. Но, если я поеду в другую страну с хорошим капиталом, но голым, будет тоже не очень приятно. Там климатические проблемы могут начаться. Так ведь? Поэтому необходимо посмотреть, какая у меня одежда, — не драная ли, чтобы не опозориться перед иностранцами.
Точно так же, когда мы уходим из этого мира, необходимо посмотреть, какая у нас одежда на душе. О Лаодикийской церкви Господь говорит: «Ибо ты говоришь: „я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды“; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр. 3, 17–18). Вот и наша задача — посмотреть, что у нас с душой, одеждой. Чем душа одевается? Добродетелью. И поэтому нужно посмотреть, чего у нас не хватает, чтобы срочно хотя бы начать исправлять. Помните, что любая страсть, с которой вы не боретесь, вас съест, потому что после смерти все страсти вылезают наружу.
о. Даниил Сысоев.
Добавлю еще к словам о. Даниила Сысоева.
Внимательно рассмотрите всю свою жизнь и искренне покайтесь во всех своих поступках, помышлениях, желаниях которые противоречат Евангельским заповедям и вашей совести. Примеритесь со всеми. Обязательно исповедуйтесь и причаститесь.
Да поможет и укрепит вас Господь.
Почему увлечение гаданием, гороскопами, и прочими подобными вещами несет зло для человека?
Признаки учения лжи – темнота и неопределенность. Все эти учения не дают ни какой пользы для человека, они не делают человека лучше, не помогают ему избавиться от его духовных пороков. Человек никогда не сможет найти в этих учениях опору в своей жизни, когда приходит скорбь. Все эти учения есть ложь. А отец лжи - дьявол. Зачем вам общение с бесами?
«По плодам узнавайте их, собирают ли виноград с терновника. Ибо худое дерево не дает доброго плода » (Лк.6,43-44).
Если мы признаем христианство, как истинное учение о Боге, то и должны поступать по христианским заповедям, а не по своим человеческим мудрованиям и желаниям. Что общего у света с тьмой? Покоряйтесь Богу, а не твари, если желаете себе блага!
Если человек сильно боится смерти, если его страх переходит в отчаяние, что делать?
Смерть неестественна человеку, поэтому все ее боятся. Так и должно быть. Смерть есть наказания для человека за его отступление от Бога.
Когда мы сдаем важный экзамен, то мы зачастую волнуемся и боимся, особенно когда мы не готовы к нему. Так и здесь. Земная жизнь наша есть ссылка для исправления. Смерть есть подведения итога нашей жизни и самый важный экзамен. К нему нужно готовиться всю нашу жизнь.
Задумайтесь, пожалуйста, над тем, какой ужас будет испытывать неверующий человек в эти последние минуты земной жизни, когда приходит понимание того, что слава, богатство, все прочие тленные приобретения, преимущества, на приобретения которых употребилась вся его земная жизнь, все силы его души и тела, он должен оставить в те минуты, в которые насильственно снимается с души одежда ее – тело. Поэтому прошу, не живите беспечно, не забывайте о смерти, готовьтесь к ней.
Верующий человек воспринимает смерть, как рождение. Нет отчаяния. Смерть есть рождение, а рождение редко бывает совсем без скорби, но эта скорбь превращается в радость, ибо родился человек для Царствия Божия. Прилепляйтесь к Богу, стремитесь к нему и он не оставит вас в эти минуты! Ведь и Церковь ежедневно молится: “Христианской кончины живота нашего, безболезненны… мирны… просим”. Господь всем велел во всякое время быть готовым к смерти.
Хотелось добавить несколько слов о людях, которым приходится рисковать своей жизнью ради других, выполняя свой долг.
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15,13). Полагая душу свою за других людей, за родину, за своих отцов и матерей на войне (или при других обстоятельствах) не жалея себя, с верой в Господа (а в не поиске славы), исполняя честно всякий приказ, хотя бы приходится идти на явную смерть - есть путь спасения своей души. Смерть на войне есть смерть «за други своя» и ведет в Царствие Божие, поэтому не должно ее страшиться. В Русской Церкви много прославленных святых было из военных.
К великому сожалению в наше время героизм особо не в почете, сейчас больше любят говорить и прославлять «звезд» и собирать всякую грязь. Но есть, слава Богу, люди, готовые жертвовать своей жизнью ради других и в наше время, на них все и держится. Слава героям!!!
Почему Библия содержит множество противоречий?
« У кого ум еще не просвещен, тот думает, что Божественные Писания разногласны между собою; однако нет сего в Божественных Писаниях. Никак. Но некоторые из Божественных Писаний свидетельствуются другими Писаниями. Ибо если кто-либо искажает смысл Писания или порицает его, для того, чтобы утвердить свое знание, или, скорее, неведение,– нет на земле безумнее такого!»{2}
Такие люди не хотят признаться: «Не знаю, что это», но по самомнению и самоугодию, они порицают Писания и естество вещей и понимают их, как им казалось, а не по воле Божией; потому и обольстились и уклонились во все злое».{2}
Приведем пример:
« Так, не есть разногласие то, что Писание говорит о некотором (муже), что он не видел Вавилона во время пленения (Иез. 12, 13), и опять, в другом месте, что он был переселен в Вавилон, вместе с другими. Читающий внимательно найдет в ином месте Писания, что того мужа ослепили и таким взяли в плен, и так он взошел в Вавилон (Иер. 39, 7, 9), как сказал о нем один, но не видел его, как сказал другой. И опять некоторые, по незнанию своему, говорят, что Послание к Евреям писано не Павлом апостолом, также и одно из слов святого Дионисия не им написано; но если кто внимательно рассмотрит, то из самых слов удостоверится в истине».{2}
Сейчас много говорят о конце света, как к этому нужно относиться?
Очень просто. Не верить.
Если человек признает христианство истинным, то и должен верить Евангелию, а не этим глупостям.
«О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один. Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: Ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, И не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого» (мат. 24: 36-38).
В Евангелие нам даются только признаки приближения конца нашего мира - Итак, когда увидите мерзость запустении, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте (Матв. 24:15). Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели Боголюбовы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся (2 тим.2:2-5). Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут (1 фесал.5:3). Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят(2.петр.2:10).
Какова мера нашего человеческого познания Бога?
Человеческому уму свойственно стараться все понять и объяснить. Когда мы судим о Боге и Его промысле, то мы уподобляемся глухому с рождения человеку, который начинает рассуждать о музыкальном произведении, о котором он много читал, но не мог слышать. Скажите, насколько этот человек в своих суждениях будет близок к истине о том, чего он не познал на личном опыте? Так и мы обо всем судим исходя из своего личного опыта и устроения.
Богопознание — дар Божий. Человек, пытающийся познать Бога в плане «наблюдателя», далёк от истинного Богопознания. Познание - это единение в одном, а не постижение объекта субъектом. Подобное познаётся подобным. Нужно зачеркнуть слово «наблюдатель» и написать "участник".
Суетны шатание ума человеческого, когда он ищет определить беспредельного Бога, превышающее всякое умствование, всякое постижение человеческое! Человек можем знать о Боге только то, что Бог благоволил открыть нам! Если б был другой путь к Богопознанию, путь, который могли бы проложить уму своему собственными усилиями - не было бы даровано нам откровение. Оно дано, потому что оно нам необходимо.{1} Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их (1 Кор. 3: 19).
{1}- Игнатий (Брянчанинов). {2} –Петр Дамаскин