"Беседы на Евангелие"
Страница - 1.  Страница - 2.
В тексте использованы высказывания:
Святитель Феофан затворник.
Святитель Тихон Задонский.
Святитель Василий Великий.
Симеон Благоговейный.
Святителя Игнатия (Брянчанинова).
Святитель Григорий Нисский.
Святитель Димитрий Ростовский.
Святитель Иоанн Златоуст.
Преподобный авва Исаия.
Преподобный Авва Дорофей.
Преподобный Исаак Сирин.
Преподобный Исидор Пелусиот.
Преподобный Иоанн Лествичник.
Преподобный Ефрем Сирин.
Преподобный Антоний Оптинский.
Преподобный Макарий Египетский.
Преподобный Нил Синайский.
Блаженный Августин.
Блаженный Феофилакт Болгарский.
Но, так как любой человек может ошибаться, прошу всех, сверяйтесь с святоотеческим толкованием писания.
Иоанн Златоуст - "Толкование Евангелия от Иоанна."
В появившемся окне пишем искомую фразу (слово) и затем жмем Enter.
Сия есть первая и наибольшая заповедь.
Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя.
На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки»
( Матфея 22:37-40).
Любить легко, тяжко ненавидеть. Ибо ненависть мучит, а любовь радует.
Исполнять Божии заповеди по Любви - это значит не быть рабом (из страха наказания) или наемником (в ожидании наград), а быть истинно добродетельным и делать все из одной любви к Богу.
Любовь есть рай, но рай потерянный. Входишь внутрь себя и не находишь его там. Отчего же?
Оттого, что сердце все закостенело в грехах и страстях. Ибо где страсть, там нет места любви.
Если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя бы к одному человеку, то ты - в горестном самообольщении .
Как огонь сжигает терние, так и человеколюбие раздражает людей бесчеловечных и жестоких, потому что оно служит обличением их нечестия.
Представьте себе круг, средину его – центр, и из центра исходящие радиусы – лучи. Эти радиусы, чем дальше идут от центра, тем более расходятся и удаляются друг от друга; напротив чем ближе подходят к центру, тем больше сближаются между собою.
Положите теперь, что круг сей есть мир, самая средина круга – Бог, а прямые линии (радиусы), идущие от центра к окружности, или от окружности к центру, суть пути жизни людей. И тут то же.
На сколько Святые входят внутрь круга к средине оного, желая приблизиться к Богу, на столько по мере вхождения они становятся ближе и к Богу, и друг к другу; и притом так, что сколько приближаются к Богу, столько приближаются и друг к другу, и сколько приближаются друг к другу, столько приближаются и к Богу. – Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога и обращаются ко внешнему, то очевидно, что в той мере, как они отходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же мере удаляются и друг от друга, – и сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога. Таково и свойство любви: но сколько мы находимся вне и не любим Бога, на столько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближними, и сколько соединяемся с ближними.
Люди похвально или предосудительно любят друг друга по следующим пяти причинам: или для Бога, – как добродетельный любит всех, а добродетельного любит даже и недобродетельный;
или по естеству, – как родители любят детей, и на оборот;
или по тщеславию, – как хвалимый хвалящего;
или из корысти, как богатого за получки; или по сластолюбию, – как работаюший чреву, и тому, что под чревом, устраивающего пиры.
Первая из сих похвальна, вторая обоюдна, прочие страстны.
Настоящая Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее" (Марк. 8, 34-35).
Нам нужно отречься и следовать за Христом: отречься от нашей воли и следовать воле Христовой; отречься злонравия нашего и следовать благонравию Христову; отречься от гордости, злобы, зависти, ненависти, нетерпения, сребролюбия, самолюбия, славолюбия и прочего злонравия ветхого Адама и следовать Христову смирению, кротости, любви, терпению, нищете и прочим божественным свойствам.
Никто не может одновременно быть гордым и смиренным, злобным и кротким, склонным к ропоту и терпеливым, сребролюбцем и нестяжательным, завистливым и любящим, похотливым и целомудренным, скупым и щедрым.
Достигается это через постоянное понуждения себя к исполнению заповедей Евангелия.
Смиренномудрие есть правильное понятие человека о человечестве, следовательно, оно есть правильное понятие человека о самом себе.
В смирение нет страха, тщеславия, лжи, лести, дерзости, лицемерия, человекоугодия и гордости.
Человек смиренный живет на земле, как в Царствии Небесном, всегда весел и спокоен, и всем доволен.
Бывают слезы покаяния, когда душа возжелает вечных благ, и они очень сладки и полезны.
И бывают слезы раскаяния там, где (по слову Спасителя) плач и скрежет зубов (Мф. 8: 12), - и эти слезы горьки, безполезны, потому что вовсе безплодны, когда уже нет времени покаянию.
Плач о грехах, омывает душу, убеляет всякое потемнение, очищает совесть, просвещает ум, разрешает греховные узы, заглаждает рукописание беззаконий.
Как огонь сжигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние.
Кроток тот, кто может переносить нанесенные ему самому оскорбления, но защищает несправедливо обижаемых и сильно восстает против обижающих.
Кротость есть признак великой силы; для того чтобы быть кротким, нужно иметь благородную, мужественную и весьма высокую душу.
Кроткий, принимая на себя удары, остается твердым; во время ссоры спокоен, в подчинении веселится, не уязвляется гордыней, в уничижениях радуется, заслугами не превозносится, не кичится, со всеми живет в мире.
Но где критерий истинности? Видь своя, правда у вора, своя у пьяницы, своя правда в каждой религии и учении. И каждый уверен, в своей правоте, вплоть до смерти.
Есть один важный критерий истинности. Правда Божья не противоречит закону любви.
А любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине.
Человек милостивый - врач своей души, потому что как бы сильным ветром изгоняет он из нее омрачение страстей.
Не уязвляй совести ближнего и стяжаешь (обретешь) смиренномудрие.
Нелегкое дело - приобрести чистое сердце, много нужно человеку борения и труда, чтобы иметь чистыми совесть и сердце и совсем искоренить в себе зло.
Пока сердце пребывает в добре, до тех пор и Бог в нем пребывает, до тех пор оно служит источником жизни, потому что от него исходит доброе. Но когда оно уклоняется от Бога и делает беззакония, оно становится источником смерти, потому что из него исходит зло.
Сердце - Божия обитель, потому имеет нужду в охранении, чтобы не вошло в него зло и не удалился из него Бог.
Только в страданиях нет ни сладострастия, ни лести, ни гордости. Только в гонение и в страдание открывается истинное лицо человека.
Огнем испытывается любое дело. От огня золото становится еще лучше, а солома, дерево и сено сгорают в огне.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас».
Христос подвергся за нас позорнейшей смерти. Потому и мы ради Его заповедей и за свои грехи должны терпеливо и равнодушно переносить справедливые и несправедливые оскорбления и бесчестия.
А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака" {пустой человек}, подлежит синедриону { Верховное судилище }; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной» (Мф. 5, 21—22).
Гневливый утрачивает мир и здоровье, потому что и тело у него непрестанно истаивает, и душа скорбит, и плоть увядает, и лицо покрыто бледностью, и разум изнемогает, и помыслы льются рекой, и всем он ненавистен.
Подчинившиеся страсти гнева не совершают ничего здравого.
Гнев - опасный советник, что предпринято в гневе, никогда не бывает благоразумно.
Бог есть любовь, следовательно, отвержение любви или злопамятство есть отречение от Бога.
Оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Мф. 5, 23—26).
Успокой его, справедливо вопиющего, и не будешь лишен Моего благоволения; примирись с обиженным, и тогда умоляй о Моем примирении с тобой... Не оказываю благоволения обидевшему, пока сетует обиженный. Не малый, но высокий и великий даю тебе Даротлагаю исследование дела, не произношу немедленного приговора; даю тебе время удовлетворить обиженного.
А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 27—28).
Кто любит смотреть на красивые лица, тот больше всего сам разжигает в себе пламя страсти и, делая душу пленницей страсти, вскоре приступает и к исполнению пожелания.
Так и женщина, наряжающаяся для того, чтобы возбудить к себе вожделение невоздержанных, уже любодействует в сердце своем.
Блуд делает людей бесчестными, жалкими, смешными и часто ввергал в болезни и опасности.
Блуд есть яд, умерщвляющий душу.
Кто блудодействует, тот отрекается от Христа.
И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5, 29-30).
Если ты кого-либо столько любишь, что полагаешься на него как на правый свой глаз, или признаешь его настолько полезным для себя, что считаешь его вместо правой руки своей, и если он развращает твою душу, то ты и такого человека отсеки от себя.
И заметь здесь силу выражения. Спаситель не сказал: отстань; а говорит: “Вырви его и брось от себя”, желая указать на полное удаление.
Как во время болезни мы не отсекаем больного члена, а исцеляем его, так будем поступать и с женой. Если есть в ней какой-нибудь порок, то не жену отвергай, но истребляй порок.
Тот, кто женится на разведенной, прелюбодей - ибо, если бы не взял ее, она, может быть, возвратилась бы и покорилась мужу.
Также данной заповедью Христос устраняет, для разведенной жены всякую возможность вступления в новый брак, тем заставляет ее, хотя бы против ее желания, быть целомудренною и не подавать мужу повода к малодушию.
А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
Ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5, 33-37).
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5, 38-39).
Злоба такова, что если кто ее в самом начале не пресечет, то она безмерно усиливается, как огонь, нашедший сухие материалы.
Заповедью "о щеке" Христос призывает спорящих и враждующих сделать шаг навстречу друг другу. Нужно уметь прощать, не обижаться, не гневаться, не злиться, но при этом, мы не должны и потакать злу.
Любовь к истине должна стоять на первом месте.
Если человек заблудился – укажи, а если он злостно противится, то обличи его без всякой боязни.
Когда Иисуса Христа привели на суд и стали спрашивать Его об учении Его и учениках, Он ответил: Я всегда учил... в храме... и тайно не говорил ничего. Когда же один из слушателей ударил Его по лицу за такой ответ, Он сказал ему: Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, за что ты бьешь Меня? (Ин. 18,20-23).
Царство Небесное восхищают не беспечные, не изнеженные, но ревностные искатели Бога и правды Его!
И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф. 5, 40-41).
Победи корыстолюбие, уступив не только то, чего от тебя требуют, но присоединив и то, чего не требуют.
Тем сделаешь двоякое добро: избегнешь суда и отвратишься корыстолюбия. И возможно тот, кто хотел с тобой судится, увидев твое великодушие, ответит тебе тем же.
Но при этом мы всегда должны сохранять рассудительность и мудрость. Христианин недолжен, безрассудно потакать злу.
Дающий просящему деньги и видя при этом, что они послужат пьянству, безделью или какому другому злу, принимает свое участие в гибели этого человека.
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 43-48).
Мы люди, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом - по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога - по несходству с Ним.
Обида, ненависть и гнев - это есть страсти, мучение и плен, когда человек не является сам себе хозяином.
Умирись сам с собою, и умирятся с тобою небо и земля. Потрудись войти во внутреннюю свою клеть, и узришь клеть небесную, потому что та и другая - одно и то же, и входя в одну, увидишь обе.
Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 1-6).
«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 16-18).
Сгнивший плод бесполезен земледельцу, а добродетель гордого не нужна Богу.
Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога; но в самом деле угождает не Богу, а людям.
Всякий человек, который любит себя выказывать, тщеславен. Пост тщеславного остается без награды, и молитва его бесплодна, ибо он и то и другое делает для похвалы человеческой.
Тщеславие есть призрак, убеждающий трудиться для добродетели и обращающий эти труды в ничто.
Тщеславен тот, кто делает или говорит что-нибудь ради одной мирской славы.
Те, которые хвалят нас, умножают в нас надменность, возбуждают гордость, тщеславие, беспечность и делают душу изнеженной и слабой. .
Искание славы от людей - доказательство неверия и отчуждения от Бога.
Уловляемый тщеславием не может быть в мире ни с самим собой, ни с ближним.
Ржавчина съедает железо, а честолюбие - сердце человека, потворствующего этой страсти.
Душа молитвы - внимание. Как тело без души мертво, так и молитва без внимания мертва. Должно совершать не длинные молитвы, а краткие, но непрестанно пребывать в краткой молитве.
Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6, 19-21).
Люди, сильно предавшиеся житейским попечениям, подобны откормленным птицам: напрасно имея крылья, они не могут оторваться от земли.
Ты владелец одной только собственности - благочестия; его не отнимет у тебя наступившая смерть; всего прочего ты лишишься, хотя бы и не хотел.
Не закапывай в землю (или в свое чрево и плоть) ни золота, ни чего-либо другого подобного, потому что сокровище ты собираешь для червя, тли и для воров.
Хотя бы ты и сберег его от истребления ими, но не сохранишь своего сердца от порабощения и прилепления ко всему земному, потому что где будет сокровище твое, там будет и сердце твое.
если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6, 22-23).
Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 24-34).
Как же здраво понимать эту заповедь, ибо мы видим, что много у нас попечения о необходимом, даже запасаем и то, чего достаточно было бы и на более долгое время?
Кто принял учение Господа, сказавшего: ищите же прежде Царства Божия и правды Его", и не сомневается в истине обетований Того, Кто присовокупил: "и это все приложится вам" (Мф. б, 33), тот не приводит в бездействие душу житейскими заботами, которые подавляют слово и делают его бесплодным (Мф. 13, 22).
Но, подвизаясь добрым подвигом благоугождения Богу, он верует Господу, сказавшему: "трудящийся достоин пропитания" (Мф. 10, 10), и нимало не беспокоится о пище. Работает же и заботится он не ради самого себя, но ради Христовой заповеди, как показал и научил апостол: "во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых" (Деян. 20, 35). Ибо заботиться ради самого себя - значит обличать себя в самолюбии, а заботиться и работать ради заповеди - значит приобретать похвалу за христолюбивое расположение.
Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно?
Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7, 1-5).
Мы судим обо всем исходя из своего внутреннего устроения. Человек, как правило видит только то, что есть в нем самом.
Итак, не должно говорить о тайнах веры пред неверными и произносить светлых и жемчужных слов богословия пред нечистыми, потому что свиньи попирают или пренебрегают тем, что им говорят, псы же, обратившись, терзают нас, что делают те, которые называются философами. Когда они услышат, что Бог был распят, они начинают терзать нас своими умствованиями, софизмами доказывая, что это невозможно.
Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?
И когда попросит рыбы, подал бы ему змею?
Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7, 7- 11).
Блажен, кто не дал в себе места сомнению о Боге, кто не впал в малодушие при виде настоящего, но ожидает будущего; кто о Создавшем нас не возымел недоверчивой мысли.
Бог нас услышит, если, во-первых, мы достойны получить просимое; во-вторых, если мы молимся согласно с заповедями Божиими;
В-третьих, если молимся непрестанно;
В-четвертых, если не просим ничего житейского;
В-пятых, если просим полезного;
В-шестых, если исполняем должное и со своей стороны и, по природе своей будучи смертными, через общение с Богом восходим к Бессмертной Жизни.